Включить версию сайта для слабовидящих
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
рп Куйтун, ул. Ленина, 38
Телефоны: 8 (39536) 5-14-64 | 8(39536) 5-24-83
Главная / Направления деятельности /Профориентация /Информация о проведении месячника «В мире профессий».

Информация о проведении месячника «В мире профессий».

   Основным направлением работы по профориентации является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению.

   С целью совершенствования  деятельностипооказаниюпомощивпрофессиональномсамоопределениидетей, 15 декабря 2021 года, утвержден межведомственный план («Дорожная карта) по реализации мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и молодежи Куйтунского района на 2021-2025 годы.

   Система профессиональной ориентации представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями, раннюю профориентацию воспитанников, обучающихся, профориентационную  работу с детьми с ОВЗ, формирование у обучающихся потребности к приобретению или выбору будущей профессии, диагностику способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации, обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, содействие в поступлении выпускников школ в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

   Знакомство с профессиями, выбор профессии, происходит не мгновенно, а в течение длительного времени, работа по профориентации в районе ведётся постоянно, начиная с дошкольного возраста.

- Работа по профориентации начинается с  дошкольного возраста. В детских садах знакомят дошкольников с трудом взрослых,  что играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром, дети приобретают опыт общения с людьми и знание о профессиях, которые их окружают.  На протяжении всего года воспитатели детского сада проводили разнообразные мероприятия, занятия, игры, связанные с профессиями.  Во время игры дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости умеют настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.В беседах с детьми формируется представление о профессиях: в первую очередь воспитатели знакомят детей с профессиями, которые есть в МКДОУ: заведующая, воспитатель,  дворник, сторож, повар, помощник воспитателя, заведующий хозяйственной работой. Оформляют  альбомы: о профессиях,  знакомство с профессиями родителей, фантазия о профессиях будущего, о профессиях которые им нравятся.  Цель, которую ставят воспитатели перед собой – формирование представлений детей о профессиях.

Воспитатели формируют  у детей представления о профессиях врача, медсестры, строителя, парикмахера, продавца, почтальона, пожарного,  элементарный опыт профессиональных действий, развивают  умение действовать в коллективе.«Волонтёры». Наводим порядок в парке. «Кулинар». Игра в профессию «Врача»

   Профессиональное самоопределение учащихся – приоритетная задача воспитательной работы в районе. Предварительный выбор профессии учащиеся должны сделать уже в начале 9 класса,  сделать выбор предметов-экзаменов  целенаправленно. Из результатов собеседования начальника управления образования с руководителями ОО и классными руководителями обучающихся 9,11 классов по «Индивидуальной траектории самоопределения выпускника», проведенного 13-16 декабря 2021 года, видим картину осознанного выбора учебного заведения и профессии.  На 17 декабря 2021 года, почти все выпускники (исключение составляет 3 девятиклассника и 1 одиннадцатиклассник) по району, определились с дальнейшим обучением, и предметы для сдачи экзаменов, предварительно выбрали осознано.

   Очень сложно сориентироваться в огромном разнообразии профессий. Нужно понять содержание разных профессий; требования, которые они предъявляют к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы. С целью оказания помощи обучающимся, с целью выполнения задач поставленных в плане мероприятий по профориентации,  в районе, ОО проводится работа.

   Согласно плану Управления образования в конце года, с 01 по 30 ноября 2021 года в ОО района был проведен месячник «В мире профессий», подведение итогов работы за календарный год.

   Мероприятие направлено на профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути.

   Задачи мероприятия:

- сформировать ответственное отношение у учащихся к выбору профессии через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий и их особенностей;

- оказать учащимся психологическую, педагогическую и информационную поддержку в принятии решений о выборе профиля обучения на среднем уровне обучения,  дальнейшем образовании и профессиональном выборе.

   В мероприятии месячника «В мире профессий» приняли участие школьники 19 образовательных организаций. Охвачено 2521  (в 2020 году 2147 человек) от общего числа обучающихся, что составляет 56,74  (47,3%). Увеличилось количество обучающихся, охваченных в мероприятиях,  по сравнению с прошлым учебным годом,  за счет увеличения количества обучающихся  принявших участие в мероприятиях. Не представили информацию администрация МКОУ СОШ №1 р.п. Куйтун, МКОУ Кундуйская СОШ, МКОУ Мингатуйская СОШ. Информацию с фотографиями представила администрация МКОУ Алкинская ООШ.        

   В рамках месячника «В мире профессий», использовались различные внеурочные формы работы  с учащимися, которые определялись в соответствии с возрастными особенностями детей:  классные часы, анкетирование, тестирование, тренинги, виртуальные экскурсии, круглые столы, квест-игры, конкурсы рисунков и фотографии, изготовление буклетов и памяток, деловые игры, дискуссии, профпробы, онлайн - уроки, дни открытых дверей в УЗ через онлайн,  встречи с представителями различных профессий, консультации детей и родителей, родительские собрания и т.д.

Информационно-методическое обеспечение:

   В образовательных организациях, в течение года,  оформлены уголки, стенды «Куда пойти учиться», «Азбука профессий» и др., где представлена информация для учащихся и родителей об учебных заведениях Иркутской области и других регионах нашей страны.

Управлением образования в образовательные организации (ОО) направляется информация по всем проводимым в районе и области мероприятиям по профориентации, буклеты, видеоролики, информация об учебных заведениях Иркутской области, России, ссылки на онлайн – уроки и т.д..

Работа с учащимися:

   -  на уровне начального общего образования происходит расширение представления о различных профессиях, знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию.    Данная работа отражена в анализе МКОУ Алкинская ООШ, МБОУ ЦО «Альянс», МКОУ Карымская СОШ, МКОУ Амурская ООШ, МКОУ Лермонтовская СОШ, МКОУ Уянская СОШ,  МКОУ Ленинская СОШ, МКОУ Тельбинская ООШ, МКОУ Усть-Кадинская СОШ, МКОУ Уховская СОШ, МКОУ Харикская СОШ №2, МКОУ Чеботарихинская СОШ, МКОУ Барлукская СОШ, МБОУ ЦО «Каразей»,  МКОУ Тулинская СОШ.

   Были проведены следующие мероприятия:

-   классные часы:«О профессиях разных, нужных и важных», «Чем пахнут ремесла», «Мир профессий», «Профессии наших родителей»,  «Прекрасных профессий на свете не счесть - и каждой профессии слава и честь»,«Все работы хороши», «О профессиях разных, нужных и важных»,  «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессия моей мамы», «Труд в почете любой», «Кто кем станет», «Я в мире профессий», «Самые важные профессии», «Профессия каждая – самая важная», «Кем быть?» (МКОУ Алкинская ООШ,  МБОУ ЦО «Альянс», МКОУ Карымская СОШ, МКОУ Лермонтовская СОШ,МКОУ Амурская ООШ,   МКОУ уянская СОШ МКОУ Ленинская СОШ МКОУ Каранцайская ООШ МКОУ Тельбинская ООШ    МКОУ Уховская СОШ     МКОУ Каранцайская ООШ, МКОУ Усть-Кадинская СОШ,МКОУ Харикская СО №2 МКОУ Чеботарихинская СОШ);

- конкурсы рисунков, газет: «Профессии моей семьи», «Профессия, самая важная для меня!», «Профессия моих родителей», «Профессии моего будущего»  (МКОУ Алкинская ООШ, МКОУ Амурская ООШ,  МКОУ Барлукская СОШ, МБОУ ЦО «Каразепй»,  МКОУ Усть-Кадинская СОШМКОУ Ленинская СОШ  МКОУ Уховская СОШ, МКОУ Харикская СОШ №2  Чеботарика                   МБОУ ЦО «Альянс» МКОУ Харикская СОШ № 2);

-   беседы: «Куда пойти учиться»,«Уважение к людям труда»,  «Будь внимателен на улице» - о профессии автоинспектора  (МБОУ ЦО «Каразей»; МКОУ Лермонтовская СОШ);

-  в кафе «Умка» развлекательно-игровая программа «Все работы хороши» (МКОУ Лермонтовская СОШ);

-  просмотр мультфильмов по профессиям «Кем быть?»,  были проведены для учащихся МБОУ ЦО «Каразей»;

-  конкурс сочинений « Кем я хочу стать?»  провели среди учащихся  4 класса  МКОУ Харикская СОШ №2;

- дидактическая игра: «Отгадай профессию!» (МКОУ Барлукская СОШ, в которой приняли участие 70 обучающихся)

-  ролевые игры «В мире профессий » (МКОУ Тулинская СОШ);

- познавательные игры: «Угадай профессию» - МБОУ ЦО «Каразей», «Все работы хороши».- МКОУ Лермонтовская СОШ;

- учащиеся МБОУ ЦО «Каразей» совершили экскурсию на почту, в школьную столовую, где познакомились с профессиями;

- библиотечные уроки были проведены для учащихся МКОУ Усть-Кадинская СОШ;

Были проведены беседы, встречи с родителями, экскурсии на работу к родителям и много других мероприятий.

-  Большая работа проводится с обучающимися основного и среднего уровней общего образования:

 - на уровне основного образования, работа направлена на расширение возможностей профессиональной ориентации, через систему работы с педагогами, психологами, сотрудничество с предприятиями, расположенными на территории района, учебными заведениями, совместную деятельность обучающихся с родителями;

- на уровне среднего общего образования работа направлена на дальнейшее становление и формирование личности  обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному выбору.

   Обучающиеся должны пройти путь от получения представлений о многообразии профессий,  до готовности к сознательному выбору ими сферы трудовой деятельности,  через профессиональное самоопределение.

- управлением образования были проведены опросы, анкетирование, с целью выявления запроса детей: какие профессии нравятся, с содержание каких бы хотели познакомиться, с  представителями каких учебных заведений хотели бы встретиться и т.д.,  корректировки плана мероприятий по профориентации.  

   Исходя из результатов опроса и анкетирования обучающихся, была проведена ярмарка профессий для обучающихся 9-11 классов в апреле 2021 года и  для учащихся 8-11 классов в декабре 2021 года.

   В апреле были приглашены представители ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского», ОГБПОУ «Саянский медицинский колледж», ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей и сообщения», Филиал ГБПОУ ИО «Братский педагогический колледж», ГБПОУ ИО «Иркутский аграрный техникум», ФГБОУ ВО «Иркутский национально-исследовательский технический университет», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», ОГБПОУ «Иркутский базовый медицинский колледж», ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет».    Результатом работы по профориентации, стало определение выпускников в учебные заведения: в высшие УЗ поступило 48 человек (33,1%), в профессиональные образовательные организации – 224 человека (47%).

   10 декабря 2021 года   для обучающихся 8-11 классов образовательных организаций    района  проведена  ярмарка профессий «Построй свое будущее». Мероприятие проходило в режиме онлайн для обучающихся всех образовательных организаций района. Приняло участие 452 обучающихся. На ярмарке профессий присутствовали  учебных заведений Иркутской области:

Иркутский техникум экономики и право, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», ФГБОУ ВО «Иркутский национально-исследовательский технический университет», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей и сообщения»,  ГБПОУ «ПУ № 39» п. Центральный Хазан, ОГБПОУ «Саянский медицинский колледж»,ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутский государственный аграрный университет им.   А.А.Ежевского,  Сибирский колледж транспорта и строительства, Международный институт экономики и лингвистики,  ГБПОУ ИО «Иркутский авиационный техникум»,   МВД России, Иркутский областной колледж культуры, Иркутский региональный колледж педагогического образования.  Представители учебных заведений рассказали об учебных заведениях,  условиях поступления, испытаниях, которые ожидают выпускников при поступлении, о жизни студентов в период обучения, о специальностях, которые могут получить обучаясь в учебном заведении, где могут трудоустроиться после получения диплома. Были представлены интересвые видеоролики, презентации. Участникам встречи были предложены раздаточные материалы (буклеты, журналы, брошюры) по учебному заведению,представители Иркутского государственного аграрного университета им.   А.А.Ежевского провели мастер классы. Представители учебных заведений ответили на вопросы, которые интересовали школьников.

   Участники познакомились с профессиями, с учебными заведениями Иркутской области. Кому-то данная встреча помогла определиться с дальнейшим обучением, кому-то утвердится в правильности предварительного выбора.

- во всех образовательных организациях проведены мониторинговые исследования, опросы, тренинги, тестирование, уроки самоопределения, анкетирование по предварительному самоопределению выпускников, для планирования дальнейшей работы с детьми и  учебными заведениями; («Твоя будущая профессия» (9,11класс),«Готовность подростка к выбору профессии»,  «диагностика профессиональных ориентаций школьников» (9-11 класс); тренинг «20Я»); беседы, кл. часы, онлайн-уроки, фестивали, КВН,   квест-игры, деловые игры,  круглые столы и применены др. формы мероприятий;

- учащиеся МБОУ ЦО «Альянс» второй год подряд принимают участие в региональном чемпионате компетенций ЮниорПрофи Иркутской области, в номинации  «Сити-фермерство»;

- 85 человек приняли участие в национальном проекте "Билет в будущее", направленный на раннюю профориентацию школьников;

- 2260 учащихся приняли участие в открытых онлайн-уроках и профпробах, прошли онлайн-диагностику  на платформе  «ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю профориентацию: МКОУ Алкинская ООШ, МБОУ ЦО «Каразей», МКОУ СОШ №2 р.п. Куйтун, МКОУ Лермонтовская СОШ, МКОУ Уянская СОШ, МКОУ Ленинская СОШ, МКОУ Уховская СОШ, МБОУ ЦО «Альянс», МКОУ Андрюшинская ООШ, МКОУ Карымская СОШ, МКОУ Чеботарихинская СОШ, МАКОУ Барлукская СОШ, МБОУ ЦО «Каразей»; МКОУ Амурская ООШ.

На сайте «ПроеКТОриЯ», учащиеся во вкладке примерочная профессий, примерили на себя ряд профессий по своим интересам. Выяснили, какими профессиональными качествами должен обладать человек определённой профессии и что влияет на выбор профессии. Ребята сделали вывод:  для того, чтобы найти свою профессиональную деятельность, нужно поглубже заглянуть в себя и не бояться сделать первый шаг.

-   21 человек МКОУ Алкинской ООШ приняли участие в онлайн- встрече, через сообщество «Мир профессий», мессенждер  Viber, в котором для ребят и их родителей были опубликованы различные видеоролики доступные для скачивания через проект Навигатум; 66 человек приняли участие в онлайн беседе, (в соц.сети VK);

- в ОО прошли викторины: «Веселая викторина о профессиях», Викторина-презентация, «Загадки о профессиях», «В мире профессий»;

-  игры «Найди свою профессию», «Ярмарка достоинств»,    проведены для учащихся  МКОУ  Алкинская ООШ, МКОУ Харикская СОШ №2, где они расширяли свои знания о мире профессий, получали новую информацию  о качествах, присущих людям тех или иных профессий. В интересных играх ребята узнавали много интересного о различных профессиях, разгадывали кроссворды и ребусы;квест – игру  «Профессиональные пробы» провели педагоги для учащихся МКОУ Амурская ООШ; «Ярмарка эко-вакансий» - МКОУ Андрюшинская ООШ;«Автопортрет» - МБОУ ЦО «Каразей»; «Отгадай профессию!» - МКОУ Барлукская СОШ; интерактивная игра « Калейдоскоп профессий»  - МБОУ ЦО «Альянс»;

-  акцию «Мой учебник», провели учащиеся МКОУ Алкинская ООШ, в рамках которой провели ремонт книг из школьной библиотеки, за короткий срок ребятам удалось отремонтировать достаточное количество книг, акцию решено продлить и дальше;

-  круглый стол: «Востребованные профессии», «Секреты выбора профессии», «Рынок труда: рабочие профессии, их востребованность»  проведен с учащимися МКОУ  Барлукская СОШ;

-   онлайн - диктант по «Праву» писали 9 учащихся  МБОУ ЦО «Альянс»;

-  коллаж «Все профессии нужны, все профессии важны» оформили учащиеся МКОУ Амурская ООШ;

-   в онлайн - встрече «Простые правила безопасности при использовании банковских продуктов и услуг» приняли участие обучающиеся МКОУ Уянская СОШ;

- ежегодно учащиеся МКОУ Усть-Кадинская СОШ распространяют листовки, буклеты «Мир профессий» среди учащихся и родителей своего села; оформили выставку фотографий и рисунков учащиеся МКОУ Усть-Кадинская СОШ; итогом проведения месячника по профориентации традиционно проводится школьная линейка, на которой подводятся итоги месячника;

-   конкурс стихотворений о профессиях «Самая интересная профессия» провели среди учащихся учителя МКОУ Усть-Кадинской СОШ;  конкурс сочинений «Это мой выбор» провели среди учащихся педагоги МКОУ Каранцайской ООШ, МКОУ Харикская СОШ №2;

- конкурс агитбригад «Парад профессий», провели в МКОУ Усть-Кадинская СОШ;

-  аукцион профессий для обучающихся 9-11 классов, провели педагоги в МКОУ Барлукская СОШ, МКОУ Лермонтовская СОШ;

- стенгазеты оформили учащиеся МКОУ Тельбинская ООШ, МКОУ Алкинская ООШ;

- экскурсия в участковую больницу (знакомство с профессиями: стоматолог,  медицинская сестра),  виртуальные экскурсии в ФГБОУ ВО, ИГУ, ИРНИТУ, ИСХА совершили учащиеся МКОУ Барлукская СОШ;

- 81 учащийся МКОУ Карымская СОШ встретился  с бывшим выпускником школы, Хохловым Дмитрием Викторовичем (Иркутский государственный лингвистический университет специальность – лингвист, преподаватель немецкого и английского языков Кандидат филологических наук., учитель иностранных языков г Москва);

- проводится работа с родителями: родительские собрания, классные часы, где родители рассказывали о своих профессиях, консультации для родителей о профессиональном самоопределении детей, лекторий для родителей; (родительское собрание: «Выбор профессии наших детей», вебинар для родителей: «Как помочь ребенку правильно выбрать профессию», он-лайн собрание для родителей «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», родительский лекторий «Выбор профессии - дело серьёзное», круглый стол  с учащимися и родителями «Выбираем свой путь», конференция «Как помочь ребёнку правильно выбрать профессию?») (МКОУ Уховская СОШ, МКОУ Чеботарихинская СОШ, МКОУ  Барлукская СОШ, МКОУ СОШ №2 р.п. Куйтун, МКОУ  Лермонтовская СОШ, МКОУУсть-Кадинская СОШ);

-  52 ученика МКОУ Карымская СОШ  ознакомились с информацией на сайте  Атлас новых профессий ( http://atlas100.ru/52) ;

- Для ребят, обучающихся по АООП, 9 класс, в рамках учебной деятельности введён курс «Основы профориентации», проводятся: информационный час «Все профессии важны, все профессии нужны», беседы: Твои интересы и увлечения, Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии, Что я знаю об интересующей меня профессии? Профессии наших родителей,  «Мотивы выбора профессии» (МБОУ ЦО «Каразей», МКОУ Тулинская СОШ);

- 51 учащийся 9-11 классов МКОУ Карымская СОШ  приняли участие в Днях открытых дверей (онлайн): Иркутский государственный университет https://www.youtube.com/c/irkutskuniversity; Иркутский филиал Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова https://irkvgik.ru/index.php/700-den-otkrytykh-dverej-27-noyabrya-2021; Иркутский национальный исследовательский технический университет https://www.istu.edu/abit/#back.

- были организованы экскурсии по учебным заведениям, предприятиям своих населенных пунктов, района, с целью знакомства с профессиями, с проведением профпроб (Тулунскицй аграрный техникум, парикмахерская «Инфанта», ГБПОУ «ПУ № 39» п. Центральный Хазан, предприятия и учреждения населенных пунктов: библиотека, больница, столовая школьная, пожарная часть и др.);  

- проводилась работа для детей с ОВЗ по профориентации, ребята узнали о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомились с типологией и различными характеристиками профессий, получили некоторые советы и рекомендации;

- 27 октября 2021 года в ОГКУ ЦЗН Куйтунского района прошло мероприятие для детей, которые после окончания школы не поступили в учебные заведения и в настоящее время являются не занятыми. В мероприятии приняло участие 35 несовершеннолетних гражданина в возрасте от 15 до 17 лет на базе школ, в которых обучались подростки. (в онлайн-режиме). Ребята ознакомились с работой центра занятости населения, было рассказано об услугах, предоставляемых центром занятости. Ребятам была предоставлена информация какие курсы можно пройти на базе 9 и 11 классов от центра занятости, где проходят данные курсы и какой срок обучения.

- Курс внеурочной деятельности «Человек и профессия» 9 класс, «Мир профессий» (с1 по 11 класс, 10 часовая программа в каждом классе)»ведется в МКОУ Лермонтовская СОШ; в 9 классе МКОУ Харикская СОШ №2 ведется элективный курс « Человек и профессия», а в 9 классе для учащихся по АООП  ведется элективный курс Основы профориентации»;

   Психологическим сопровождением по профессиональному самоопределению, занимались  педагоги – психологи. На выпускников 9,11 классов составлены и ведутся карты «индивидуальная траектория профессионального самоопределения выпускника».

   Многие учащиеся отмечают, что занятия по профориентации им помогли узнать свои возможности, интересы и способности.Изменились критерии выбора профессии учащимися (из результатов анкетирования), это: оплачиваемая профессия, расположение учебного заведения ближе к дому; востребованность профессии; возможность поступить на бюджетной основе; возможность карьерного роста.

   Опираясь на полученную информацию, учащиеся выпускных классов планируют выбор экзаменов по предметам, баллы которых учитываются при поступлении в учебные заведения.

   Декада по профориентации, помогла учащимся найти ответы на интересующие их вопросы по профессиональному самоопределению, поучаствовать в профпробах, узнать новое о мире профессий, о популярных и не слишком известных на сегодняшний день видах труда, о сложностях, которые таят в себе многие профессии. 

|
Просмотров: 186
Наверх страницы