О работе лагеря (с дневным пребыванием) «Муравейник» во время осенних каникул
Автор: Тирских Е. Э., начальник лагеря (с дневным пребванием) «Муравейник»
В рамках реализации муниципальной программы «Образование» на 2021-2024 годы, подпрограммы №4 «Здоровый ребенок», на основании приказа Управления образования № 75-осн «О создании условий в учреждениях отдыха детей и их оздоровления (с дневным пребыванием) от 01 марта 2023 года в МКОУ «Уянская СОШ» с. Уян в 2023 году с 27.10.2023г. по 05.11.2023г. включительно функционировал лагерь (с дневным пребыванием детей) «Муравейник» при МКОУ «Уянская СОШ».
За отчетный период в лагере (с дневным пребыванием) «Муравейник» отдохнуло 80 обучающихся 6,6-17 лет.
В лагере (с дневным пребыванием) было сформировано 4 отряда по 20 человек.
В ходе реализации программы предусматривалось: увеличение количества детей, охваченных организованными формами отдыха; организация отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий, уменьшение количества детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
При комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользовались обучающиеся из категории малообеспеченных, многодетных семей, семей «группы риска», детей под опекой, инвалидов:
Статистические данные:
Категория детей, охваченных отдыхом и оздоровлением |
|
Количество детей, охваченных отдыхом и оздоровлением, в том числе: |
|
Дети, состоящие на профилактических учетах |
3 |
Дети, из семей СОП |
5 |
Дети других категорий, находящихся в |
4 |
Дети-инвалиды |
3 |
Дети с ОВЗ |
13 |
Дети из малообеспеченных семей |
17 |
Дети из многодетных семей |
16 |
Дети из неполных семей |
2 |
Дети работников бюджетной сферы |
10 |
-из них педагогов (без обслуживающего персонала) |
0 |
Дети родителей-инвалидов |
1 |
Дети военнослужащих погибших (или ставших инвалидами боевых действий) |
0 |
Дети, находящиеся под опекой (по распоряжению органа опеки) |
6 |
Всего:
|
80 |
В распоряжении отдыхающих были 4 игровые комнаты, спортивная зона (большой зал, спортивная площадка), столовая, гардероб, умывальные и туалетные комнаты. Все помещения оснащены необходимым оборудованием, эстетически оформлены. В течение всей лагерной смены работали медицинский кабинет, уголки ПДД и ОБЖ.
Прилегающая к зданию территория оборудована необходимым для полноценного отдыха детей инвентарем: спортивными сооружениями, имеются открытые площадки для проведения подвижных игр и спортивных мероприятий.
Цель:
создать условия для организованного отдыха учащихся в осенний период, развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей.
Задачи
Обучающие:
- расширить знания о жизни и истории знаменитых педагогов и наставников, живущих в России. Воспитывать чувство уважения к представителям этой профессии, чувство гордости за свой народ и его культуру
- содействовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка, свободного воображения и фантазии;
- углубить знания в области педагогики в рамках сюжетно-ролевой познавательной деятельности;
- обеспечить спортивно-оздоровительный, научно-познавательный и интересный отдых;
Развивающие:
- развивать ключевые компетенции у детей и подростков через организацию интеллектуальной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности, освоение социокультурных практик;
- совершенствовать работу по воспитанию активной гражданской позиции личности
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, окружающим взрослым
- Дать знания детям о признаках осени, сезонных изменениях в природе
- Развивать любознательность, интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию через наблюдения, обследование, экспериментирование с разнообразными материалами
- Продолжать воспитывать бережное отношение к живой природе, желание заботится о ней
- Обогащать представления детей об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в изобразительной деятельности
- Учить изображать дерево нетрадиционными способами рисования: пальцами, пульверизатором
- Развивать наблюдательность, познавательную активность.
В соответствии с направлениями деятельности лагеря задачи, представленные в программе, решались через следующие модули:
Модуль «Духовно - нравственный».
На протяжении смены воспитателями и социальными партнерами было подготовлено и проведено большое количество мероприятий, направленных на патриотическое, духовное и нравственное воспитание школьников.
Ежедневное поднятие флага предоставлялось самым активным воспитанникам. Был оформлен стенд с информацией о дне единых действий.
4 ноября было объявлено днем Народного единства. В честь этого дня воспитанниками и воспитателями лагеря были организованы мероприятия разной направленности: мастер-классы «Российский триколор» и «Русская красавица – Матрешка»; викторина «В единстве наша сила», фотоакция «Мы вместе», музейный час «Русь великая». Воспитанники выступили с поздравлением на концерте «День, который нас объединяет», организованном МКУК «Уянский СКЦ».
В отрядах состоялись тематические беседы с презентациями «Россия – Родина моя!», проводились уроки «Разговоры о важном».
Дети создали ролик, нарисовали рисунки, за что получили грамоты. И в этом очень хорошо помогли работники клуба.
Модуль «Здоровый образ».
Оздоровительные мероприятия проводились в соответствии с режимом дня и программой деятельности лагеря: ежедневная зарядка, дорожка здоровья в спортивном зале, занятия для глаз, применялись коврики здоровья, тренажеры логопедические для развития речевого дыхания. Игровые программы, профилактические беседы по формированию здорового образа жизни «Личная гигиена», «Домашняя аптечка и её назначение», «Берегите зубы», «Осанка-основа красивой походки», «Правильное питание», «Твой режим дня на каникулах», «Если хочешь быть здоровым - закаляйся», «Мой рост, мой вес», «Ежедневный рацион школьника».
Одной из самых любимых зон для ребят стала спортивная, где можно было заняться физическими упражнениями, поиграть в подвижные игры. Достаточная часть времени отводилась пребыванию на свежем воздухе. Дети с удовольствием играли на открытой площадке.
Результатом названных мероприятий стали отличное настроение, заряд бодрости и масса положительных эмоций у детей и воспитателей.
Модуль «Трудовой»
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в трудовую деятельность, целью которой служит для передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия. Был организован трудовой десант, уборка территории от мусора, влажная уборка помещений школы.
Модуль «Художественно - эстетический».
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
На протяжении всей смены для воспитанников лагеря была предоставлена возможность развивать свои творческие способности, художественный вкус. Дети принимали участие в общелагерной игре «Волшебники». Проведены: конкурс плакатов «Мисс и Мистер Осень», мастер-класс «Кленовый лист», Конкурс «Бильбоке», конкурс «Есть такая профессия –Родину защищать», конкурс «Мастер своего дела», конкурс рисунков на асфальте «Дорога добра», конкурс «Умники и умницы», конкурс чтецов «Моя Россия», игровая программа «Русские забавы», Уроки Айболита и др.
Модуль «Досуг».
Организация досуговой деятельности детей – один из важных компонентов процесса жизнедеятельности детей в ходе пребывания их в летнем оздоровительном лагере. Досуг рассматривается, как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью.
В отрядах организовывались игры на развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей: развлекательно – игровые программы различные мини-конкурсы и др. Была организована работа кружков: «Шашки», «Умелые ручки», «Изонить», «Мини-футбол», «Школьный театр». В среднем количество учащихся, посещающих кружки, составило 10-15 человек. В течение работы лагеря мы могли наблюдать их творческие номера: подготовка и выступление учащихся в музыкальных номерах, проведение Дня именинника для детей и работников лагеря, творческие номера на закрытие лагеря, организация выставок работ детей, оформление плакатов, отрядных уголков, презентация своих отрядов, демонстрация мастер - классов из ниток, организация показа мод, своими руками воспитанники создавали разные поделки.
Проводились мероприятия по плану: интеллектуальная игра «Знатоки истории», «Малые Олимпийские игры», спортивно-развлекательная игра, соревнование команд «Почемучки и Всезнайки», игра – соревнование «Атомы и молекулы», творческий день «Мисс и Мистер Осень»», конкурс на самое лучшее оформление отрядной комнаты.
В период осенней смены дети посетили бассейн «Дельфин», г.Саянск. Также, сельскую библиотеку, играли в квест - игру, посмотрели фильм «Легенда № 17», мультфильмы «Фиксики», «Король лев». Посетили местный музей, где дети познакомились с обычаями предков, предметами их быта.
На открытие лагеря, в день народного единства к нам приходили наши социальные партнёры. Было очень много забавных русских народных игр и сладких подарков. Дети танцевали, пели песни. На закрытие нас посетили водяной, баба Яга, веселый кот. В конце смены ребята посетили импровизированный «магазин», где на заработанные в течение смены «муравьишек», смогли себе выбрать покупки на свой вкус: куклы, украшения для девочек; машинки, конструкторы для мальчиков. Каждый воспитанник остался доволен.
Самые активные, творческие спортивные ребята были награждены на закрытии грамотами и сладкими призами.
Слышать слова признательности, видеть довольные лица ребятишек - лучшая награда для педагогов. «Муравейник» останется надолго в детских сердцах!
Модуль «Физкультурно – оздоровительный»
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Детей 27 октября проверили на плоскостопие. И определилась группа с которыми и проводились профилактические мероприятия. В этом году использовались коврики здоровья, были закуплены игры для развития речевого дыхания, роликовый массажер для профилактики плоскостопия, в спортивном зале подготовлена дорожка здоровья. Медицинская сестра также проводила мероприятия и процедуры, направленные на профилактику сколиоза, проводила беседы с детьми о личной гигиене, о соблюдении с детства здорового образа жизни и т.д. Проводились следующие мероприятия: Подвижные игры, соревнование «Эстафетный бег», соревнование команд «Быть пожарным хорошо, пусть меня научат!», спортивно-поисковая игра «Золотой клад», соревнования «Весёлые старты», турнир по шашкам и шахматам.
В период осенней смены дети посетили плавательный бассейн «Дельфин», г.Саянск. Плавание – один из самых полезных видов спорта, благодаря которому работают все группы мышц, формируется правильная осанка, красивая фигура. Ребята получили огромное удовольствие и заряд хорошего настроения.
Модуль «Экологический»
Проводились следующие мероприятия: Просмотр фильма об экологических проблемах Байкала, викторина «Байка-жемчужина Сибири», природа нашего края, лечебные травы - как их собирать.
Результаты и выводы:
Мониторинг проводился в начале и в конце лагерной смены, для того чтобы проследить динамику настроения и психологического состояния детей.
На диаграмме ясно видно, какой выбор сделали дети. На начало смены 86% детей испытывали положительные эмоции, 14% - пребывали в плохом расположении духа. К концу лагерной смены лишь у 4% детей был определен сниженный эмоциональный фон, обусловленный различными индивидуальными причинами. Четко прослеживается положительная динамика эмоционального состояния детей, посещавших лагерь. Опираясь на результаты психодиагностического исследования, можно сделать вывод о том, что пребывание в летнем оздоровительном лагере благоприятно отразилось на эмоционально-личностном развитии детей, их настроении и общем самочувствии.
Итоговая диагностика показывает, что ожидания ребят в начале лагерной смены во многом реализованы в конце смены. Многие из ребят нашли себе новых друзей.
В результате диагностики деятельности лагеря, проведенной в конце смены, можно сделать вывод, что жизнь в лагере была насыщена яркими событиями и встречами. Воспитателями лагеря были использованы все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры побуждали детей к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Результат работы по эффективности оздоровления:
|
2021 |
2022 год |
2023 год |
Выраженный оздоровительный эффект |
49% |
57% |
76% |
Слабый оздоровительный эффект |
25% |
30% |
19% |
Отсутствие оздоровительного эффекта |
26% |
13% |
5% |
Работа лагеря проходила без нарушения режима, согласно плану работы. Все запланированные мероприятия были выполнены